Гомельский учебно-методический отдел Республиканского учебно-методического центра профсоюзов учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси "Международный университет "МИТСО"

Современные экономические и социальные условия требуют от профсоюзных работников и активистов, как опытных, так и начинающих знаний и умения находить пути решения многих проблем, возникающих в трудовых коллективах.

На уровне первичных организаций обновляется профсоюзный актив, приходят люди, зачастую не имеющие навыков работы с коллективом и опыта работы с нанимателями. Многие вновь избранные председатели профкомов, работающие на общественных началах в начальном этапе своей работы практически не готовы к выполнению своих обязанностей. А активисты со стажем, большим опытом работы в профсоюзах порой мыслят, стереотипами, им уже трудно принять новые подходы к решению поставленных задач.

В этих условиях возникла необходимость пересмотреть систему, формы и методы профсоюзной учебы.

Нет сомнения в том, что учебно-образовательная работа с людьми на каждом уровне профсоюза способна внести серьезный вклад в его обновление. Одним из условий этого является использование методов активного обучения, которые опираются на опыт людей, признают высокую ценность их мнений  и генерируют для профсоюзов огромный объем информации, из которой он может извлечь полезные уроки.

Ключевыми принципами профсоюзного обучения были и остаются следующие:

- Сделать мир понятнее, а членов профсоюза - сильнее. Есть надежда, что к концу семинаров люди увидят положение вещей яснее и четче, и потому, когда им понадобится действовать, они будут чувствовать себя увереннее.

- Начинать обучение с опыта и строить его на опыте. Необходимо, чтобы обсуждаемые проблемы как можно теснее соотносились с опытом участников.

- Согласованная повестка дня.  У участников должна быть возможность влиять на содержание занятий и на то, как они проводятся.

- Активное участие. Стремиться обеспечить самое широкое и интенсивное участие в работе всех, кто пришел. Также очень важно, чтобы те участники семинара, кто по той или иной причине чувствует себя менее уверенно, чем другие, получили возможность высказаться и ощущали при этом дружелюбное и внимательное к себе отношение.

- Равенство. Этот принцип важен, потому что он подразумевает вовлечение в образовательный процесс всех без исключения. Необходимо, чтобы на преподавателя смотрели не как на эксперта, а как на члена группы равных,  имеющего определенные навыки.

- Рассказать о семинаре в своем профсоюзе. Учебные курсы в профсоюзном контексте предназначены не только для развития их непосредственных участников. Такие занятия - основная возможность для профсоюза как организации в тонкостях выяснить, что происходит на конкретных рабочих местах.

Мы открыты и готовы к сотрудничеству !