Деятельность технической инспекции

Техническая инспекция Гомельского областного объединения профсоюзов организует свою работу  в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»,  Указом  Президента  Республики  Беларусь  от  19  июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников», Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г.  «Об  охране  труда», Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также Уставом Федерации профсоюзов Беларуси.

Общественный контроль осуществляется техническими инспекторами труда в любой организации, независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов и безотносительно к факту создания там первичной профсоюзной организации, представительствах иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация.

 Техническая  инспекция  труда  осуществляет  свою деятельность во взаимодействии с профсоюзными организациями, правовой инспекцией труда.

Оказывает профсоюзным организациям помощь в осуществлении общественного контроля, принимает участие в обучении общественных инспекторов по охране труда.
На принципах социального партнерства сотрудничает с контролирующими (надзорными) органами, правоохранительными органами, а также с государственными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в компетенцию которых входит решение вопросов, касающихся законодательства об охране труда.
1.Основными задачами технической инспекции труда ФПБ являются:

1.1 осуществление общественного контроля в контролируемых субъектах независимо от членства их работников в профессиональных союзах;

1.2 выявление нарушений законодательства об охране труда и принятие мер по их устранению;

1.3 анализ и обобщение информации о нарушениях законодательства об охране труда;

1.4 оказание практической помощи общественным инспекторам по охране труда в осуществлении возложенных на них задач;

1.5 разъяснение законодательства об охране труда.

 

2. Техническая инспекция труда ФПБ в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

2.1 проверяет у контролируемого субъекта независимо от членства его работников в профессиональных союзах соблюдение законодательства об охране труда, условий коллективного договора, соглашения;

2.2 осуществляет контроль за:

устранением ранее выявленных нарушений законодательства об охране труда;

своевременными выплатами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей;

обеспечением работающих необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, обеспечением соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обеспыливание и т.п.), обеспечением мылом, смывающими и обезвреживающими средствами;

своевременным проведением инструктажа по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда, за состоянием санитарно-бытовых помещений, организацией водно-питьевого режима;

соблюдением законодательства на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за предоставлением компенсаций по условиям труда, за своевременным и качественным проведением аттестации рабочих мест, правильностью применения Списка № 1 и Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда;

своевременностью обучения руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства об охране труда, проверки их знаний по этим вопросам;

2.3 вносит в Совет ФПБ предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в области охраны труда;

2.4 участвует в:

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению их причин;

подготовке заключений о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда;

работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения  соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;

 

работе комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда;

2.5 анализирует состояние и причины производственного травматизма, требует принятия необходимых мер по его предупреждению;

2.6 рассматривает обращения членов профсоюза по вопросам охраны труда, жалобы пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний (членов их семей) на необъективное расследование несчастного случая или профессионального заболевания или на отказ в составлении акта о несчастном случае или профессиональном заболевании;

2.7 обращается в установленном законодательством порядке в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения ими представлений технических инспекторов труда;

2.8 информирует, при необходимости, государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

2.9 информирует для принятия мер соответствующие государственные органы, имеющие право приостанавливать действие (или аннулировать) специального разрешения (лицензии), свидетельства, аттестации, аккредитации, сертификата, другого документа в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни, здоровью работников и  работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности;

2.10 требует от контролируемого субъекта путем выдачи представления (рекомендации) устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления работ до устранения нарушений;

2.11 оказывает помощь первичным профсоюзным организациям и общественным инспекторам по охране труда в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

2.12 оказывает содействие работающим в овладении знаниями законодательства об охране труда.

3. Технические инспекторы труда для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

3.1 осуществлять в установленном законодательством порядке проверки за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением коллективного договора (соглашения);

3.2 при предъявлении удостоверения и предписания на проведение проверки (в отношении объекта, допуск на который ограничен в соответствии с законодательством,  иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объект) свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) контролируемого субъекта для проведения проверки;

3.3при проведении проверки проверять у представителей контролируемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

3.4 в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от представителей контролируемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности;

3.5 истребовать и получать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе от государственных органов, иных организаций, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности контролируемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

3.6 получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных контролируемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

3.7 при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов;

3.8 требовать письменные и устные объяснения от представителей контролируемого субъекта, иных работников контролируемого субъекта по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

3.9 запрашивать и получать от контролируемых субъектов, государственных органов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

3.10 привлекать на договорной основе эксперта в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

3.11 принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.12отменять, в необходимых случаях, особым мнением результаты участия общественных инспекторов по охране труда и других уполномоченных представителей профсоюзов (главный технический инспектор труда ФПБ, кроме этого – результаты участия технических инспекторов труда) в расследовании (специальном расследовании) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.13 требовать от контролируемого субъекта отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

3.14 требовать от контролируемого субъекта устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления этим субъектом выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений;

3.15 требовать от контролируемого субъекта проведения внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников контролируемого субъекта при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжким последствиям;

3.16 осматривать рабочие места, привлекать на договорной основе эксперта в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, для проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

3.17принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

3.18 заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от контролируемого субъекта информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;

3.19 выдавать обязательные для исполнения представления об устранении выявленных в ходе проверок нарушений законодательства об охране труда или фактов неисполнения коллективного договора (соглашения);

3.20 выдавать справку о результатах проверки в случаях, когда не выявлено нарушений законодательства об охране труда или коллективного договора (соглашения);

3.21 устанавливать факты нарушения нанимателем законодательства об охране труда, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

3.22 обращаться в установленном законодательством порядке в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения ими представлений технических инспекторов труда;

3.23 подавать в суд по просьбе работников исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав и представлять их интересы в суде;

вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства об охране труда;

3.24 принимать участие в рассмотрении направляемых органами государственного управления проектов технических нормативных правовых актов, нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права граждан;

3.25 участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;

3.26 при проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, получать от контролируемого субъекта безвозмездно на время проведения проверки специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты;

3.27 обращаться в профсоюзную организацию с целью инициирования проведения внеочередной аттестации рабочих мест по условиям труда;

3.28 осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством, настоящим Положением, коллективными договорами (соглашениями), по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников.